ЧЕТЫРЕ ВЕКА НА СТРАЖЕ: ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ НА ПОГОСТЕ БЕРЕ́ЗНЯ.

ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ И ЗА ВЕРУ КРЕСТЬЯНСКУЮ

Старый Боровский тракт, на котором стоит Никольский храм, – дорога издревле оживлённая. Вот князь Святослав Ольгович, отец знаменитого героя «Слова о полку Игореве» Игоря Святославича, спешит из Лобынска в Москву на встречу со своим союзником Юрием Долгоруким (1147 год). Вот серпуховский князь Владимир Андреевич Храбрый с войском скачет из Боровска, чтобы возглавить победоносный засадный полк на поле Куликовом (1380). Вот преподобный Никита Серпуховский, ученик Сергия Радонежского и будущий наставник Пафнутия Боровского, уходит из Высоцкого серпуховского в Высоко-Покровский боровский монастырь (1414). И идут, идут по ней бесконечные ратники…

Кони ржут на Москве, звенит слава по всей земли Руской. Трубы трубят на Коломне, в бубны бьют в Серпохове, стоят стяги у Дону у великого на брези. С первых лет своей истории Серпухов – важный оборонительный рубеж южной Руси. После Куликовской битвы сражений русским воинам предстояло ещё немало: крымцы, ногайцы, литовцы, поляки, немцы – не счесть их… В 1941 году Никольский храм был последним на Боровской дороге храмом перед линией фронта.

Село Бере́зна (Березня) впервые упоминается под 1617 годом. В 1627 году на живописном месте под сенью берёз при маленькой прозрачной речке Березенке уже выстроен храм: церковь Николы чюдотворца, древяное клетцки строенье церковное, образы и книги, и колокола, и всякое церковное строенье приходных людей… Храм в честь любимейшего на Руси святого, но интересный факт: в Сотной князя Фуникова 1552 года среди восьмисот серпуховичей-мужчин нет ни одного Николая, хотя в небольшом городе построено уже два Никольских храма. «Среди прочих святых они больше всего чтут Николая Угодника и воздают ему почти божеские почести», – сообщает о русских в 1578 г. итальянец Александро Гваньини («Описание Московии»). Видимо, не дерзали наши предки называть детей священным именем…

В 1698 году на месте деревянной возводится кирпичная однокупольная на белокаменном основании церковь с колокольней. С 1705 года Березна с окормлявшим ближайшие сёла храмом именуется погостом. А в документах второй половины XVIII века упоминается дача села Березны, на коей поселена вновь деревня Дашковка Княгини Екатерины Романовны, президента российской Академии наук, последние двадцать лет своей жизни проживавшей неподалёку в своём имении Троицком Калужской губернии. Так опустевший погост Березна отныне соседствует с деревней Дашко́вкой, названной по древнему роду князей Дашковых, бывших в числе здешних землевладельцев.

Строительство приходских каменных храмов в Серпухове и окрестностях началось в только в середине XVII века. Небольшой сельский Николо-Березенский храм, построенный в самом конце столетия, стал восьмым по счёту: классический восьмерик на бесстолпном четверике и трёхъярусная колокольня. Во второй половине XVIII века храм обносится каменной оградой вместо старой деревянной. В 1818 году с южной стороны пристраивается тёплый придел, посвященный Тихвинской иконе Божией Матери, тщанием московского первой гильдии купца Ивана Григорьевича Зубова – уроженца здешних мест. А 1840 году его брат, почётный гражданин, также московской первой гильдии купец Сергей Григорьевич Зубов возобновляет каменную ограду. Тогда же на углах её возводятся четыре шестиугольные башни, две из которых сохранились до наших дней.

Земли при оной церкви – под церковью, кладбищем, домами и усадьбою причта одна десятина. Дома у священно и церковнослужителей собственные деревянные на церковной земли, внутри вышеозначенной ограды… Здание, принадлежащее сей церкви – богадельня, которая в сем году вместо одноетажной зделана двуетажною, верхний етаж назначается для помещения приходящих богомольцев, нижний для людей богадельных на пять человек.

В следующем, 1841 году снова на средства Сергея Григорьевича отстраивается северный придел во имя святителя Митрофания Воронежского, а южный Тихвинский распространяется на две сажени к западу – храм расширяется и обретает симметрию. В 1844 году тщанием вдовы Сергея Григорьевича Анисьи Михайловны Зубовой в церковной ограде отстраиваются три кирпичных дома для причта, и ныне стоящие напротив храма. С 1900 года в здании бывшей богадельни (утраченном ныне) действует церковноприходская школа.

И плывёт, плывёт над Березней колокольный звон – через вёрсты перекликается с серпуховским собором Николы Белого и – в боровскую сторону – с Борисоглебским храмом, стоящим на месте исчезнувшего города Лобынска – ровесника Москвы. Старожилы ещё помнят местное серпуховское предание: у главного березенского колокола был какой-то особенный звук, заслышав который кони на привязи у Николы Белого разворачивались, готовые устремиться на его зов. Отпусти поводья – и побегут.

Скоро не будет ни коней, ни колокольного звона…

 

ДВАДЦАТЫЙ ВЕК: ИНЫХ ВРЕМЁН ТАТАРЫ И МОНГОЛЫ

В начале века храму принадлежало две часовни: деревянная на каменных столбах в Дашковке и крытая железом каменная на источнике через дорогу от храма. Целебная вода славилась на всю округу: кроме местных жителей приходили сюда на лечение, проделав неблизкий путь от госпиталей, раненые и в Первую мировую, и Великую Отечественную войну. К сожалению, в позднее советское время и этот благодатный источник был пережат бетонным кольцом.

1907 год остался памятной в летописи храма датой: преосвященный Анастасий (Грибановский), тогда епископ Серпуховский, во время поездки по Серпуховскому уезду совершил в березенском храме Божественную литургию. Кто бы мог тогда подумать, что следующее архиерейское богослужение состоится только через сто десять лет: в мае 2017 года никольский приход встречал епископа Серпуховского Романа.

После революции приход отстаивал свою веру. В 1924 году краснокирпичные стены храма были отштукатурены и побелены. До 1930 года, несмотря на неоднократные попытки власти закрыть храм, идёт литургическая жизнь. В официальном списке прихожан Никольского храма, поданном органам советской власти, – семьдесят три человека, многие из которых впоследствии подверглись гонениям.

В начале 1930 года священник Никольской церкви Василий Виноградов был сослан на строительство Беломорканала. Весной того же года иеромонах Серафим (Бубликов), приехавший сюда с тремя монахинями, возобновил службы в запертом храме, возле которого уже стояли совхозные трактора. Но уже в ноябре о. Серафим был арестован и 23 февраля 1931 года расстрелян. 21 октября 1937 года на Бутовском полигоне в группе серпуховских священников и мирян расстрелян его предшественник отец Василий Виноградов. Тогда же осуждён староста храма Василий Филиппович Прокофьев – на десять лет лагерей, из которых не вернулся. Через месяц также на десять лет ИТЛ осуждена сестра последнего Анна, а 7 марта 1938 года в Бутово в числе серпуховских инокинь расстреляна вторая его сестра – монахиня Глафира.

В 1932 году храм был закрыт. Большой храмовый образ святителя Николая, как и многие другие иконы, был утрачен. С 1937 года в здании храма находилось правление совхоза «Большевик», с 1953 года сельсовет, затем сберкасса. Верхние ярусы колокольни и трапезной были снесены, переделаны оконные проёмы, уничтожены кладбищенские кресты и могильные плиты. В алтаре устроили котельную. Северная часть ограды была порушена в период работы пилорамы. В 70-е годы в домах причта находился стройучасток и школа, готовившая специалистов для нужд огромного совхоза. Заброшенное здание храма постепенно разрушалось, территория после ухода агрономов зарастала бурьяном.

 

ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТ СВЯТЫНЯ В ДОЛГОТУ ДНИЙ

 В 2006 году началось восстановление Никольского храма под руководством настоятеля протоиерея Владимира Зотова. Началось с молебна прямо на улице: на яблоню повесили икону,  на траву поставили аналой… К этому времени храм, как былинный богатырь, на полтора метра ушёл в землю: кроме культурного слоя – привезённый совхозом гравий и угольный шлак из котельной, местами ссыпанный в двухметровые горы.

Глаза боятся, а руки делают: прихожане терпеливо очищали территорию от бурьяна, вывозили и сжигали многолетний мусор, остатки пилорамы. Слои земли снимали трактором в несколько приёмов. Тогда открылась могила священника в облачении (скорее всего, служивший здесь о. Константин Ангелов). Ставили кресты над могилами. И засаживали цветами церковную землю – на полив носили по старинке вёдрами издалека. Разбирали завалы в храме и южном домике причта, ломали перегородки, выносили мусор…

Первое время служили молебны в доме причта. Там же 12 января 2007 года была отслужена первая Божественная литургия, а 17 октября, в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери, она была совершена уже в Тихвинском приделе храма. С 2008 года начались службы в Митрофаниевском приделе и занятия в воскресной школе для взрослых. С 2011 года богослужения совершаются на главном престоле. Каждую литургию возносится молитва за усопших и ныне здравствующих благотворителей, еженедельно читаются акафисты покровителям храма.

Силами прихода и с помощью благотворителей в храме были отремонтированы отопление и водоснабжение, восстановлены оконные проёмы, положены тёплые полы, отштукатурены и покрашены стены внутри, большими трудами заменена стропильная система и частично крыша.

В 2014 году Божией милостью Никольский храм украсила большая новгородская храмовая икона святителя прекрасного письма 1910 года в напольном резном киоте.

В декабре 2016 года Никольский храм был взят под опеку благотворительного фонда «Восстановим порушенные святыни». По благословению митрополита Ювеналия в Долгопрудненском, Солнечногорском и Серпуховском благочиниях проводится сбор средств. В сентябре 2017 года начались наружные восстановительные работы. Сейчас восстановлена и окрашена кирпичная кладка стен, воссоздана белокаменная облицовка цоколя приделов, отреставрированы белокаменные карнизы треугольных фронтонов, усилен фундамент колокольни, завершается её восстановление.

Только поднимается в лесах колокольня, а колокольный звон уже пятый год плывёт над посёлком… В ноябре 2014 года были освящены колокола на маленькой временной звоннице, поставленной у южного придела. Рассказывает настоятель храма:

– Однажды мы были на службе, и вдруг зазвонили колокола – так красиво! Это, оказывается, заиграл телефон прихожанки. Я пошутил: вот, звонница у нас появилась наконец-то… А прихожанка молодая, активная. «Какие проблемы, батюшка, – говорит, – благословите». И с Божьей помощью начала сбор средств. И потихонечку мы сделали звонницу: сначала маленькие колокола, потом два больших… Её супруг научился прекрасно звонить, научил этому детей. Так что теперь у нас есть возможность предварять службу и завершать её колокольным звоном.

Звон колоколов собирает в храм немало многодетных семей, и эта особенность стала важным ориентиром приходской жизни. Кроме обычных занятий детской воскресной школы с 2011 года в селе Некрасово Тарусского района Калужской области проводятся ежегодные детские спортивные соревнования «Зарница». С 2013 года каждое лето на территории храма собирается православный семейный лагерь, где педагоги и родители проводят с ребятами военно-спортивные, культурно-просветительские, духовно-нравственные занятия. Рано встают на молитву юные воины, но эти дни настолько ярки и интересны, что многие ребята весь оставшийся год ждут следующего слёта.

Полный зал серпуховичей и протвинцев собирает в воскресной школе рождественский вертеп, много лет назад созданный семейным певческим ансамблем Зотовых «Живая старина», концерты из серии «Истории Ветхого Завета», исполняемые ансамблем вместе с народным артистом России Виктором Никитиным, рождественские, пасхальные и престольные праздники воскресной школы.

…Плывёт, как встарь, колокольный звон, поднимает хоругви крестный ход, тянется к небу преобразившийся храм. Никола Белый, Никола Высоцкий, Никола Васильевский, Никола в Бутурлино, Никола в Калугино, Никола в Лукьяново, Никола в Сушках, Никола в Бутках, Никола в Березне – хранит Серпуховскую землю святитель Никола – молитвенный страж Руси.

 

 

А. Ю. Черепанова — прихожанка Никольского храма посёлка Большевик.